Хранение киноплёнки


    
Киноплёнка в процессе эксплуатации подвергаются значительным тепловым и механическим воздействиям в кинопроекционной аппаратуре, а также температурно-влажностным - при их хранении и транспортировании. Все это приводит к износу киноплёнки, снижает срок их службы и отражается на качестве экранного изображения и звуковоспроизведения.
Износ поверхностей фильмокопии возникает в фильмовом канале кинопроектора, несмотря на то, что воздействие тепловой энергии на киноплёнку кратковременно (0,02 с), фильмокопия успевает нагреться до 100°С, причем нагревается в основном фотослой, а температура её основы остается практически равной температуре окружающей среды.
В смотанной затем в рулон киноленты температура 40°С держится около 1 часа при нормальной температуре окружающего воздуха.
В результате нагрева фотослой в первые же 15-20 киносеансов теряет влагу, в промежутках между сеансами влагосодержание его не успевает восстановиться. Это приводит к повышению хрупкости киноленты и усадке фотослоя, вызывающим коробление киноплёнки.
                                                                                                                                

Со временем триацетатная основа киноплёнки начинает стареть, ионы ацетата вступают в реакцию с парами воды, содержащимися в воздухе, в результате чего создается уксусная кислота, имеющая специфический запах винного уксуса. Старение киноплёнки, когда оно уже началось, протекает с возрастающей скоростью, и полностью остановить его уже невозможно.
Оптимизируя условия хранения, можно лишь слегка замедлить этот процесс. Полученная кислота, воздействуя на основу киноплёнки, приводит к её усадке. Как следствие, уменьшается шаг между перфорациями, кинопленка становится короче, уже и к тому же ещё и деформируется, и в таком состоянии ее становиться невозможно воспроизвести на обычном оборудовании.
Повышенная хрупкость и коробление киноплёнки, а также её усадка приводят к повышенному износу межперфорационных перемычек, так как это влияет на распределение усилий и напряжений на кромках перфораций при зацеплении с зубчатыми барабанами.
При прохождении фильмокопии по лентопротяжному тракту, так и при её перематывании и сопровождается образованием на поверхности фильмокопии потертостей, царапин и полос.
При хранении киноплёнок следует придерживаться следующих рекомендаций.
Киноплёнку необходимо хранить только в фабричной упаковке и подальше от отопительных приборов и освещённых солнцем мест, в условиях "комфортной" влажности (воздействие воды, как и сухости недопустимо), лучше в прохладном тёмном месте.
При непродолжительном хранении (до шести месяцев) нужно выбрать помещение, в котором температура воздуха не превышает 18°С, а относительная влажность — не более 70 %.
При более длительном хранении кинопленку слёдует поместить в холодильник. Хранение киноплёнки при температуре —10°С и относительной влажности воздуха от 40 до 60% является идеальным.
Вынесенные из прохладного помещения коробки с киноплёнкой не следует открывать сразу — надо, чтобы температура коробки сравнялась с температурой окружающего воздуха.
Не следует перематывать киноплёнку при большой влажности воздуха, так как она при этом впитывает много влаги.
Под воздействием влажного воздуха и высокой температуры возрастает вуаль, снижается светочувствительность и изменяется контраст. У цветных многослойных кинопленок эти изменения могут оказаться не одинаковыми в разных слоях, вследствие чего нарушается цветовой баланс. Высокая влажность может вызвать также образование пятен на эмульсионном слое.
 Если воздух содержит много влаги, киноплёнку или кассеты с кинопленкой нужно тщательно упаковать в железные коробки, положив силикагель и оклеив их липкой лентой, или водонепроницаемый контейнер, например пакеты с Zip-застёжками и хранить в соответствующих условиях.
Следует напомнить, что киноплёнки легко могут испортить различные пары химических веществ и любые физические воздействия, а также рост микроорганизмов.
Киноплёнка, проходя через кинопроекционый аппарат, загрязняется. Чрезмерная смазка механизма кинопроектора приводит к попаданию на поверхность киноплёнки частиц смазки, а это способствует оседанию на ней пыли и грязи. При переноске и перевозке кинофильма в коробах вследствие тряски фильм засоряется частицами прокладочной бумаги или картона. Неровная поверхность, а также механические повреждения, царапины на пленке создают условия для прочного закрепления на ней загрязнений. Накопление пыли, грязи и волокнистых частиц объясняется в значительной степени также способностью кинопленок электризоваться, особенно во время перемотки.
     Повреждения поверхности кинопленки заметны при проекции кинофильма на экран тем больше, чем сильнее загрязнение.
От загрязнения киноплёнки изображение на экране становится менее контрастным и менее отчетливым. На экране мы видим дождь из царапин и пыли. Для поддержания на надлежащем уровне качества проекции кинофильма, а также в целях снижения его износа, кинофильм необходимо периодически чистить.
     Легкая чистка киноплёнки может производиться при перемотке. Большую чистку нужно выполнять на столе, покрытом мягким материалом, лучше всего бархатом.
Для чистки кинопленки применяют составы, которые быстро растворяют минеральные масла (машинное масло) и жирные пятна, но не оказывают вредного действия на эмульсионный слой и основу кинопленки даже в случае продолжительного соприкосновения.
            Для чистки кинопленки можно использовать смесь для чистки:
·         Четыреххлористый углерод чистый (тетрахлорметан) -30%
·         Бензин чистый -70%
Эта смесь хорошо растворяет масла и не деформирует кинопленку, в то время как при чистке одним спиртом (любым) происходит коробление основы киноплёнки. Горючесть смеси, ввиду присутствия 30 % негорючего четыреххлористого углерода, сравнительно невелика.
            Чистку киноплёнки нужно производить мягкой тряпочкой или замшей, слегка смоченной в чистильной смеси FILM CLEANER (производство Англия). Используемая при чистке специальная ткань из натурального бархата не повреждает пленку и не оставляет на ней царапин.
Прочищенную киноплёнку не следует сразу сматывать в рулон, а дать полежать в корзине для просушки.
Если плёнка очень хрупкая и при любом сгибании просто ломается, то пёленку можно попробовать увлажнить в фильмостате.
Жидкость для него приготовить по следующему рецепту:
·         Ацетон - 15%
·         Глицерина - 25%
·         Вода дистилированная - 60%
 В бытовых условиях можно изготовить шкаф из любого герметичного (пластмассового) короба с крышкой. Киноплёнка не должна касаться жидкости, она должна быть намотана на свою катушку и находиться над жидкостью на подставке, на некотором расстоянии от жидкости. Подержите там плёнку несколько дней.
Для увлажнения кинопленки в рулонах можно так же применять следующий состав:
  • Изопропиловый спирт - 13г
  • Глицерин - 40г
  • Вода дистиллированная - 47мл
Этот состав создает необходимую влажность. При температуре 20°С относительная влажность примерно 70%.
Кроме указанного увлажняющего состава можно использовать также и водные растворы некоторых солей, например поваренной соли (хлористого натрия), который обеспечивает относительную влажность воздуха около 70%. Этот раствор обладает тем преимуществом, что создаваемая им влажность не зависит от температуры.
Одновременно проверяется сохранность склеек киноплёнки. Разрывы переклеиваются на профессиональных склеечных прессах кадр в кадр.
Рецепт киноклея: смесь, состоящая из 15 мл этилового спирта и 35 мл хлороформа или раствор 0,1 г триацетатной основы плёнки в смеси 5 мл ацетона и 5 мл метилгликоль ацетата.
          Но независимо от способов любительского хранения кино и фотоплёнок, качество изображения будет постоянно ухудшаться. Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем оцифровать Ваши киноплёнки, чтобы они были доступны Вашим потомкам.

| В начало сайта | В начало раздела | Оформление заказа | Контакты |